Косметология и волосы

Занимается ли логопед. Логопед - это кто и чем он занимается? Чем занимается логопед

Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Он не только «ставит» звуки. Такая способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия. Специалист готовит к полноценной трудовой и общественной жизни ребят с различными отклонениями и нарушениями речи.

Почему у детей бывают отклонения речевого развития?

Для того чтобы маленький человек заговорил, нужны две главные вещи: социум и предметная деятельность. Причин того, что ребенок не говорит или говорит неправильно, может быть множество: от умственной отсталости, аутизма и до функциональной незрелости.

Сегодня более 40 % детей имеют те или иные проблемы с речью. Эта высшая функция общего психофизиологического развития ребенка совершенствуется в несколько этапов согласно временным нормам.

Существует множество книг для обучения родителей, подготовки их к рождению, воспитанию, правильному уходу за детьми. Главное, в этот период быть очень внимательными к своим малышам. С ребенком нужно разговаривать в таком объеме, который нужен ему для полноценного развития. Младенца нужно научить слушать обращенную к нему речь с самого первого дня жизни.

Очень важно обнаружить те или иные нарушения, и как можно раньше. Для этого существуют профилактические осмотры у врачей. Обычно в каждой детской поликлинике работает и логопед. Это специалист, который поможет решить любые проблемы, связанные с речевым развитием малыша.

Работа специалиста в детском саду

Логопед в ДОУ - это педагог, задача которого заключается в устранении тех или иных ребят. Основной целью деятельности учителя является организация правильной детей с нарушениями. При этом к каждому малышу нужен индивидуальный подход. Существует огромное количество методик, позволяющих совершенствовать детскую речь. Учитель-логопед должен решить, как работать с конкретным воспитанником.

Выявление уровня формирования речи у детей дошкольного возраста

Речь считается выразительной, если для нее характерны сдержанность, точность (правильное изображение окружающей действительности), логичность, ясность, а также правильность, чистота. Одним из принципов дошкольного образования, отраженного в ФГОС, является реализация программы в формах, приемлемых для детей данной возрастной группы. Обучение должно проходить, прежде всего, в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.

Комплекс задач во всех включает по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественное и физическое развитие.

Вся работа по формированию речи у детей дошкольного возраста проходит в три этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной.
  3. Заключительный.

С детьми проводятся упражнения по развитию дикции, речевого дыхания, моторики. Выполняется разучивание стихов, этюдов. Огромное значение имеет также пение. Каждый логопед применяет и свои наработанные методики. Ребят с незначительными нарушениями речи по специальным программам в детском саду подготавливают к школе. В обычнм среднем учебном заведении логопед может проводить коррекционные занятия по исправлению дикции.

Тяжелые нарушения речи

С ребятами, которые имеют серьезные отклонения в речевом развитии, работает особый специалист. Кто такой логопед-дефектолог? Именно деятельность этого врача направлена на решение проблем, которые возникли у малыша. К тяжелым нарушениям речи относят:

  • алалию;
  • афазию;
  • некоторые тяжелые формы заикания.

Детьми с серьезными отклонениями занимаются специалисты в медицинских учреждениях по месту жительства.

Рассмотрим одно из наиболее сложных заболеваний. Алалия - поражение ЦНС в период внутриутробного развития. Чаще всего в коре головного мозга обнаруживается новообразование, но не всегда. В онтогенезе на первом этапе у ребенка появляется гуление. Это биологическое явление, характеризующиеся сливанием звуков.

Лепет - следующий этап в формировании речи. Гуление присуще всем новорожденным детям, даже если у ребенка отсутствует слух и зрение. Лепет наблюдается лишь в том случае, если у малыша имеется социально-коммуникативная среда. По лепету можно определить национальность, в нем есть интонация, ритм и звуки, присущие данному языку. Лепетные цепочки однородные и очень длинные. По мере развития ребенка лепет перерастает в понятную речь. Появляются согласные, прообразы слов, затем фразы.

Если малыш не издает звуков на протяжении нескольких месяцев, стоит обратиться за консультацией к врачу. В первую очередь обследует младенца логопед. Это обязательно! Ведь только так можно выявить серьезный недуг. Отсутствие лепета и гуления может свидетельствовать о развитии алалии.

Как правильно должна развиваться речь?

К году жизни у ребенка должны быть в речи фразы, а к двум годам - предложения. В три года большинство ребят уже умеют четко выражать свои мысли и желания. Если же в этом возрасте малыш молчит, паниковать не стоит. В чем проблема, сможет определить логопед. Это может быть всего лишь особенность развития конкретного человека. Однако и оставлять проблему без внимания не стоит.

Отставание в речи обязательно будет наблюдаться, если малыш испытывает недостаток общения. Часто такая проблема наблюдается у ребят, которые воспитываются в Важным фактором является также и психологическая обстановка. Нередко плохо разговаривают те ребята, родители которых проходят бракоразводный процесс. В любом случае причину отклонений в развитии сможет выявить лишь логопед. Кто это еще сделает, если не опытный специалист?

Что делает логопед в школе?

Как правило, все ребята, которые приходят на обучение в первый класс общеобразовательного учреждения, уже умеют достаточно хорошо разговаривать. Однако у некоторых малышей все же имеются некоторые проблемы. Ребята могут не выговаривать те или иные звуки, «глотать» окончания слов. У таких малышей в дальнейшем появляются проблемы с чтением и письмом, развиваются психологические комплексы. Родители к школьному возрасту детей уже знают, кто такой логопед и что он делает в образовательном учреждении.

К основным задачам школьного педагога является коррекция дефектов чтения и письма. Дополнительно выполняются следующие действия:

  • исправление произношения;
  • коррекция речевого слуха;
  • изучение навыков словообразования;
  • развитие грамматической речи.

Огромное значение имеет также развитие психологических процессов. Сюда можно отнести внимание, память, мышление. Ребенок должен не только разговаривать, но и думать правильно. На формирование элементарных учебных навыков также может повлиять школьный логопед. Это, в первую очередь, умение внимательно слушать педагога, правильно оценивать результат собственной работы, решать поставленные задачи.

Акватерапия в логопедии

Что делает логопед в ДОУ или общеобразовательном учреждении? Специалист способствует правильному развитию речи ребят. Для этого могут использоваться как проверенные временем, так и новые методики. Был проведен ряд исследований, которые показали, что вода положительно сказывается развитии речи и моторики малышей. Поэтому сегодня в логопедии широко применяется акватерапия. В своей работе специалисты учитывают возрастные, а также психологические характеристики детей. Не забывают логопеды и про элементарные правила гигиены.

Игры с водой способствуют развитию звукового восприятия, повышают жизненный тонус. Таким образом, малыши не только учатся правильно разговаривать, но также укрепляют свой иммунитет. В детских садах чаще всего проводятся групповые занятия. В поликлиниках логопеды работают с маленькими пациентами в индивидуальном порядке.

Игры с водой очень нравятся ребятам. Наиболее популярными в детских учреждениях являются такие занятия:

  • «Теплая? Холодная?»;
  • «Выжми губку»;
  • «Узнай букву на ощупь»;
  • «Двигай краба».

Занятия проводятся и с использованием специальной пластиковой емкости. В большинстве случаев используется вода комнатной температуры.

Занятия в домашних условиях

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, без опытного специалиста не обойтись. Только квалифицированный врач сможет выявить причины заболевания и поможет их устранить. Однако и работа родителей в домашних условиях имеет огромное значение. Основным лекарством является простое человеческое общение. С ребенком нужно разговаривать обо всем, комментировать все действия. Кроме того, малыш должен плотно общаться со своими ровесниками. Не стоит пренебрегать ежедневными прогулками на детской площадке.

Отлично способствуют развитию речи ребят. В домашних условиях можно вместе с малышом перебирать гречку, делать аппликации с использованием бисера и бусин. Рисование - еще одно занятие, пользу которого сложно переоценить. Ребята, которые любят рисовать, прекрасно развиваются по всем показателям.

Подведем итог

Если наблюдаются те или иные проблемы в речевом развитии у ребенка, стоит незамедлительно обращаться к логопеду. Чем раньше удастся выявить недуг, тем больше шансов на удачный исход. Квалифицированный специалист-дефектолог сможет найти подход к любому ребенку. А родителям, в свою очередь, не стоит пренебрегать домашними занятиями.

У меня маленькая дочка четырех с половиной лет. Она очень рано начала говорить. К двум годам уже знала очень много стихов наизусть. В этом есть, конечно, моя заслуга, потому что мы с ней с полугода читали книги по много часов. Бывало, одну и ту же книгу перечитывали за день по 50 раз. Ребенок просит, я читаю. Все без принуждения.

И вот, наконец, дочке дали путевку в муниципальный детский садик. А перед ним положено проходить медкомиссию, в том числе и логопеда. Мы пришли с дочкой к логопеду, врач позадавала ей несколько вопросов, дочка без труда на них ответила, и в самом конце логопед попросила рассказать какое-нибудь стихотворение. И тут дочка решила рассказать стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Вы бы видели в тот момент выражение лица этой тетеньки! Она была настолько поражена, что маленький ребенок читает не «громко плачет наша Таня» и не «уронили мишку на пол», а стихотворение Есенина. Невероятно смешно было смотреть, как вытянулось ее лицо и округлились глаза. Я едва сдерживала себя, чтобы не засмеяться.

Это же Есенин, если не ошибаюсь? – тихонько спросила она. Я говорю: «Да, он самый». – Это вы научили? — Конечно, я, я сама его люблю. – Я 18 лет работаю логопедом и мне еще ни один ребенок не рассказывал стихи Есенина. Логопед явно была под впечатлением.

Скажу честно, Есенина люблю и дочке попробую по возможности передать всю свою любовь к великим классикам русской литературы. Если не мы, родители, то кто научит наших детей любить и вносить свой вклад в культуру России?

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
Сегодня попытаемся разобраться в одном вопросе — логопед врач или педагог? Скорее всего, все помнят забавного персонажа из фильма «По семейным обстоятельствам», сыгранного Роланом Быковым. Наверное, мало вокруг какого специалиста ходит столько мифов, легенд и заблуждений, как вокруг логопеда. В этой статье попытаюсь развенчать мифы о и .

Эти мифы широко распространены и передаются из поколения в поколение. Для начала надо определиться, логопед — это кто? Логопед — врач? Многие так считают, ведь логопеды ходят в белых халатах, часто работают в поликлинике, многие видели такую табличку на двери. Однако это не совсем так, логопедов у нас готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов.

В связи с этим есть путаница в понятиях “логопед” и “дефектолог”, дело в том, что — это и должность и образование. Дефектологи получают образование на дефектологических факультетах педагогических институтов, бывают дефектологи логопеды, и . Исходя из этого логопед тоже по образованию тоже дефектолог.

Логопед или дефектолог?

Что касается должности «дефектолог», например, в детских садах — то там, скорее всего, работают олигофренопедагоги. Вообще дефектолог – это немного устаревшее название, правильнее было бы называть в соответствии с современными тенденциями “ ”, дефектолог — он же и . И сразу отмечу, что логопед, как и любой дефектолог не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и адаптация.

И зачем он нужен?

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Иногда даже теряешься оттого, что люди задают такие наивные вопросы. Если ребенок не говорит или говорит неправильно, то наверно есть для этого причина. Это один из самых распространенных мифов. Причин для плохой речи может быть тысяча и одна, и проблемы с нервной системой и дефекты в строении органов артикуляции… надо обследоваться у хороших специалистов.

Еще очень часто начинают уверять, что ребенок может, но... не хочет или балуется. Тоже как-то не знаешь, как на это реагировать, мама сама пригласила специалиста выяснить причину, почему у ребенка плохая дикция, и когда начинаешь ей объяснять, она возражает, начинает обвинять ребенка в том, что ленивый, не старается хорошо говорить. Прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени.

Почему звуки не ставятся за 1-2 занятия?

Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, что их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Если начинаешь их убеждать, что такое, конечно, бывает, но очень редко. И это не их случай, однако они считают, что логопед «разводит» их на деньги. У каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Я не стану утверждать, что не бывает недобросовестных логопедов, бывают всякие, и результат коррекции может быть разный. Безусловно не из вредности, не со зла.

А скорее по причине профессиональной деформации и эмоционального выгорания, люди порой работают на износ, как на конвейере. В связи с этим еще развенчаю и миф о том что, если человек работает в муниципальном учреждении, и у него высокая категория, то он отличный специалист, ответственный, если что, можно прийти к нему на работу и высказать претензии. На самом деле такие логопеды работают с очень большим количеством детей, заполняют 15-20 видов документации, именно это подтверждает их «высокий уровень». Они не очень заинтересованы в конечном результате.

И не только коррекция произношения

Многие считают, что задача логопеда — только коррекция звуков и удивляются, когда узнают, что логопеды занимаются и развитием лексики и грамматического строя. Исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи. Могут быть репетиторами по русскому языку, поскольку их вторая специальность «учитель русского языка и литературы».

Некоторым родителям кажется, что нет ничего сложного в логопедии. Каждая мама, прочитав 2-3 книги по логопедии, считает себя вполне компетентной, может сама ставить звуки. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся. Либо ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Почему дети не могут сидеть спокойно на занятиях?

Мама считает, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, если ребенок сидит смирно за столом и выполняет все, о чем его просят. Безуслоно так бывает далеко не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Либо ребенок не привык к систематическим занятиям либо он гиперактивный и ему трудно удерживать внимание длительное время. Можно заниматься на полу, давать ребенку немного поразмяться, маленькие физминутки на 5-10 минут.

Логопедические зонды

“Логопедические зонды опасны для здоровья”. Вовсе нет, вы можете заказать себе такой набор зондов. Если вам это по каким-то причинам кажется нецелесообразным, то можете заниматься с зондами самого логопеда. Он вам предоставляет их бесплатно, вам достаточно их прокипятить. Они сделаны из специальной медицинской нержавеющей стали.

Часто можно слышать такое от родителей ребенка:"Он будет заниматься, если ему интересно ". Это не совсем правильная установка. Естественно, логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны. Однако часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, тем более они лучше знают, как его заинтересовать.

Как логопед диагностирует?

“Во время обследования логопед, прежде всего, оценивает уровень интеллекта ребенка”. Конечно, IQ тоже интересует логопеда, но главное для него — это состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». Логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию и поведение.

Родители очень часто полагают, что они «лучше знают», что надо для их ребенка. У них свое представление, как выглядит «правильный» логопед, как он должен заниматься с их ребенком. На самом деле специалист более компетентен, надо довериться профессионалу, нежелательно вмешиваться в учебный процесс. Лучше всего, если родители только отслеживают результат, наблюдают динамику развития ребенка.

Многие родители ездят с ребенком по разным центрам: медицинским, диагностическим... и потом свято верят диагнозам, которые им так поставили. И если специалист выскажет свое мнение, и его взгляд на проблемы ребенка расходится с мнением «центра», у родителей это часто вызывает протест и недоверие. Многие сомневаются, что простой репетитор может более правильно и точно оценить состояние ребенка.

И совершенно напрасно. Очень часто у практика, непосредственно работающего с детьми, больше опыта, чем у кабинетных теоретиков. Конечно, можно прислушаться к их мнению, но ценнее все же будут мнение человека, наблюдавшего вашего ребенка некоторое продолжительное время, нежели мнение людей, видевших его один раз.

Регулярность занятий — секрет успеха

«Если пропустить занятие — ничего страшного, ведь мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение, что выполнение каких-либо заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются: болезнь, день рождения, гости, поездки на дачу, праздники... Если была договоренность проведения занятий, например, в формате 2 раза в неделю, в месяц это получается 8-9 занятий.

А из-за пропусков получается в месяц, допустим, 5-6. За 3 месяца вместо 27 занятий получается всего 15. Но родители почему-то считают не по занятиям, а по месяцам и высказывать недовольство, мол «занимаемся уже 3 месяца, а результаты слабые». Доводы, что “много пропусков”, действуют слабо, мол «мы же занимаемся с ним дома». То есть родители занимаются с ребенком дома САМИ, но претензии предъявляют почему-то к логопеду.

На этом заканчиваю статью. И хочу отметить, что логопед — не маг, у него нет волшебной палочки, взмахом которой решаются все проблемы. Безусловно, они решаются путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей. Читайте статьи на блоги, подписывайтесь на обновления. Размешайте материалы в соцсетях. делитесь своим опытом в комментариях.

Сразу скажем, что своевременно неисправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. Вот почему они нередко встречаются у взрослых, родители которых не придали вовремя значения тому, как говорит их ребенок. В дальнейшем это может помешать обучению человека, препятствовать его карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на его личную жизнь. Чем еще чревато несвоевременное обращение к специалистам, занимающимся речевыми проблемами? В каком возрасте не поздно заняться своей речью? И ходят ли к логопедам взрослые? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только Вы заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

Дефекты речи бывают разные. Они, в частности, могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя, темпа и плавности речи, а также выражаться в довольно скудном словарном запасе ребенка. В некоторых случаях дети, которые страдают тяжелыми нарушениями речи, могут даже совсем не говорить. При этом резко выраженная ограниченность средств речевого общения может диагностироваться у маленького пациента при абсолютно нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Откуда берутся речевые нарушения?

Развитию патологий речи и речевым нарушениям у детей способствует множество факторов:

различные заболевания матери во время беременности;

некоторые заболевания и травмы у ребенка до 3 лет;

неблагоприятные условия воспитания;

стресс и психоэмоциональные нагрузки, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику;

занятость родителей, вследствие которой у ребенка возникает дефицит общения, и знакомство с новыми словами достаточно ограничено.

В каком возрасте необходимо отвести ребёнка к логопеду?

Обратиться к врачам не поздно в любом возрасте. Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому логопед может помочь и во взрослом возрасте. Однако дефекты речи лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Это поможет избежать проблем в будущем. Затягивание здесь неуместно.

Исправить речевые недостатки можно и у ребенка, который уже учится в начальной школе. Однако в этом случае есть риск, что ошибки школьника в устной речи будут отражаться при письме, и тогда сражаться с проблемой придется сразу по двум фронтам.

Главная задача родителей - сделать все возможное, чтобы выявить при помощи специалистов в этой области речевую патологию и провести своевременную коррекцию дефектов, а также профилактику речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста на ранних стадиях.

Для этого взрослые должны периодически почитывать литературу о развитии ребенка в его первые месяцы и годы жизни. Это поможет не пропустить и вовремя заметить какие-либо отклонения в детской речи. Ведь ее развитие проходит в несколько этапов. О них мы поговорим ниже.

Когда надо бить тревогу?

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения. Они выражаются в крике и плаче. Самой речью ребенок учиться овладевать постепенно, примерно до 5 лет. Огромную роль в этом процессе играют родители или те люди, которые чаще и больше всего занимаются с ребенком. Первые проблемы и нарушения в речи могут быть заметны у детей уже в возрасте полутора лет.

Итак, остановимся на каждом этапе развития детской речи.

2-3 месяца - ребенок начинает «гулить» и делает первые попытки лепетания. Он начинает использовать гласные звуки, а также согласные г, к, н. Родители должны обратить внимание, если в этом возрасте ребенок еще молчит.

8-10 месяцев - ребенок активно лепечет, используя первые слова, которые состоят всего лишь из пары одинаковых слогов. При этом используются следующие звуки: э, а, п, б, м, г, к.

К 1 году нормально развивающийся ребенок имеет в своем словарном запасе несколько самых простеньких слов из разряда «детский лепет».

В период с 1 до 1,5 лет у ребенка развивается ситуационная речь. Однако малыш может еще путать и искажать звуки. Это не так страшно. Бить тревогу надо, если ребенок вообще до сих пор молчит и даже не лепечет.

С 1,5 до 2 лет - количество слов в детском арсенале увеличивается, и ребенок учится строить первые фразы. От родителей в этот период требуется обеспечить своему малышу достаточный объем общения.

2-3 года - в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас.

Родители должны обратить внимание на то, строит ли их ребенок на этом этапе целые фразы. Если это у него не получается, то необходимо отвезти малыша к логопеду.

С 3 до 5 лет большинство детей еще могут произносить некоторые звуки неправильно. Речь малыша может иметь некоторые особенности, которые могут быть обусловлены различными психофизическими факторами. Однако родители не должны пускать все на самотек и отмахиваться, мол, в группе детского сада, куда ходит мой Петя (Вася, Миша и так далее), он в этом не одинок.

Специалисты предупреждают, что нарушение звукопроизношения в этом возрасте может быть не только следствием естественных физиологических причин, но и серьезным симптомом речевой патологии. Вследствие этого настоятельно советуем Вам отвести ребенка, у которого все еще наблюдаются в этот период дефекты речи, на консультацию к логопеду. Только он сможет распознать, есть ли в детской речи какая-либо патология.

К 5 годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Он должен правильно произносить все звуки и без проблем строить целые фразы. Проверьте, а Ваш ребенок в этом возрасте способен делать то, что от него требуется?

Почему надо обращаться к логопеду?

Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Ведь если вовремя не предупредить и не устранить дефекты речи, у ребенка могут возникнуть в будущем серьезные проблемы. Чем чревата неисправленная речь, спросите Вы?

Речевое нарушение, возникнув в детстве, с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. У ребенка, у которого есть речевые нарушения, могут возникнуть проблемы в общении. Дефекты речи могут способствовать тому, что маленький человечек может замкнуться в себе. Это будет препятствовать налаживанию контактов в саду и школе, а значит создавать сложности в процессе социальной адаптации.

В школе дефекты речи опасны тем, что возрастает риск возникновения трудностей в чтении, овладении грамотой и усваивании необходимого объема школьных знаний. Кроме того, нарушения в речи опасны тем, что могут повлечь за собой задержку в умственном развитии ребенка.

Далее проблемы будут только расти и множиться. Они могут привести не только к трудностям во время школьного обучения, но и появлению ограничений в выборе профессий в будущем. Мы уже не говорим о проблемах в личной жизни.

Чем может помочь логопед?

Логопеды работают почти со всеми видами речевой патологии. Это и такие дефекты речи, как задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонематические нарушения речи.

Логопед может также помочь пациентам, которые имеют следующие тяжелые нарушения речи:

Алалия - полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, иначе говоря, расстройство артикуляции, при котором больной правильно использует словарный запас, но неверно произносит некоторые звуки (косноязычие);

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга;

Ринолалия - дефект звукопроизношения, который характеризуется гнусавостью;

Дизартрия - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений определенных отделов мозга.

Логопеды занимаются коррекцией нарушенных речевых функций не только при заболеваниях, которые приведены выше, но и при таких болезнях, как дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению) и дисграфия (неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта). О двух последних заболеваниях мы уже писали в одной из своих предыдущих статей.

Если у Вас появились хотя бы малейшие подозрения, что с речью Вашего малыша что-то не так, поспешите на прием к логопеду. Только специалист может правильно оценить состояние общего и речевого развития ребенка.

В случае обнаружения каких-либо проблем логопед наметит пути коррекции, подберет индивидуальную коррекционно-развивающую программу и даст рекомендации по обучению Вашего ребенка.

При необходимости к лечению проблем речевого развития детей могут быть привлечены и другие специалисты: дефектологи, детские , нейропсихологи, невропатологи, неврологи.

Поход к логопеду во взрослом возрасте

Многие уверены, что логопед нужен только детям. Однако это не так. Специалисты уверяют, что мнение о том, что во взрослом возрасте нельзя исправить недостатки произношения звуков и другие дефекты речи, ошибочно.

Логопеды могут помочь тем взрослым, которым необходима коррекция звукопроизношения, улучшение дикции, голоса, речевого дыхания.

Также логопеды могут помочь взрослым пациентам избавиться от заикания.

Кроме того, специалисты, занимающиеся речевыми проблемами, будут полезны тем, у кого речь была полностью или частично утрачена после или черепно-мозговой травмы.

Где найти логопеда?

Помощь детям с проблемами развития речи может быть оказана в специальных логопедических группах. Такие группы существуют во многих общеобразовательных детских садах. Помимо коррекции речи с малышами там занимаются развитием памяти, внимания, мышления, а также обучают грамоте и математике.

Школьникам младших классов, у которых также есть проблемы с речью, помощь могут оказать в специальных логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. Сюда направляются дети с недостатками произношения, нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, а также дети, имеющие проблемы, связанные с заиканием.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в общеобразовательных учреждениях в некоторых случаях невозможно. Однако для них существуют специальные детские сады и школы.

Если не один из предложенных выше вариантов Вас не устраивает, и Ваши финансовые возможности позволяют, то Вы можете обратиться за консультацией к логопеду, который и будет в дальнейшем проводить с Вашим ребенком (или лично с Вами) логопедические занятия, в платный медицинский центр. Однако учтите, что курс такого лечения (его продолжительность во многом зависит по большей части от индивидуальных способностей пациента и характера заболевания) может вылететь Вам в копеечку.

Сколько стоит лечение у логопеда?

Логопедические занятия бывают индивидуальными и подгрупповыми. Как отмечают специалисты, индивидуальные занятия проводятся логопедами с детьми от 1,5 лет, а также со взрослыми. Занятия в группах (не более 5-ти человек) возможны для детей от 2,5 лет и старше.

Стоимость разовой консультации логопеда и логопеда-дефектолога, как для детей, так и для взрослых, в среднем по Москве составляет от 600 руб. и выше. Логопедическая консультация включает в себя полное обследование, выдачу заключения специалистов коррекционной педагогики и подбор индивидуальной коррекционной программы.

Примерно в такую же сумму, что и консультация с логопедом, обойдется Вам одно логопедическое индивидуальное занятие с ним же. Рекомендуемая периодичность занятий составляет 2-4 раза в неделю. Средняя продолжительность одного занятия составляет примерно 45 минут.

Абонемент на 5 логопедических индивидуальных занятий обойдется Вам в среднем в 3 000 руб. и выше.

Логопедические подгрупповые занятия (не более 3-5 детей) будут стоить чуть дешевле, чем индивидуальные, но ненамного.

В некоторых случаях при логопедической работе применяются массаж лица и органов артикуляции, миогимнастика, артикуляционная гимнастика и другие методы. Так, один сеанс логопедического массажа обойдется Вам от 400 - 500 руб. и выше.

Тем, кому очные консультации и занятия с логопедом не подходят, специалисты готовы предложить другой вариант общения. На просторах интернета мы нашли речевой центр, который предлагает индивидуальные логопедические занятия дистанционно - через Skype с вебкамерой. Стоимость 20-минутного занятия составляет там 400 рублей.

Самый главный вопрос, который задают себе родители ребенка, у которого наблюдаются нарушения развития речи: как надо себя вести со своим чадом?

Для начала необходимо выявить с помощью специалиста причины и корни проблем и постараться их устранить. Однако на этом участие родителей в этом вопросе не заканчивается.

В то время как логопед будет прилагать усилия, занимаясь лечением Вашего малыша тет-а-тет, Вы не должны сидеть сложа руки. Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько остальные члены семьи способствуют закреплению у ребенка полученных навыков правильной речи.

Помимо занятий с ребенком и проделывания определенных упражнений, о которых Вам расскажет специалист, Вы должны проявить к своему малышу максимум внимания и чуткости.

Необходимо наладить с ребенком тесный контакт и относиться к нему максимально бережно и чутко.

Не стоит фиксировать внимание ребенка на его недостатке, одергивать или ругать его, если первые занятия с логопедом не приносят желаемого результата.

Важно периодически узнавать у ребенка, не дразнят ли его в садике или школе, не насмехаются ли над ним другие дети в связи с его речевыми проблемами.

Только совместными усилиями (Вы + ребенок + логопед) можно добиться того, что проблемы с речью у маленького пациента будут решены быстро и без последствий.

Вопрос, , возникает у родителей, когда они замечают, что у их малыша есть сложности: он затрудняется с произношением некоторых слов, речь его менее развита, чем у сверстников. Но не всегда эти трудности очевидны: если родители не специалисты, им трудно бывает самим решить, стоит ли в развитии речи ребенка что-то корректировать.

Мнения педагогов в этом вопросе тоже часто расходятся: одни считают, что наилучшее время для первой диагностической беседы со специалистом – 2 года, когда малыш только начинает говорить, а другие – 5 лет, когда его речь вполне сформируется. Есть разные точки зрения и на частоту посещений, и на их эффективность. Так что порой мамам и папам не так просто бывает определиться, со своим малышом. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Что и как лечит логопед?

Речевые проблемы ребенка часто бывают связаны с целым комплексом причин: с дефектами речевого аппарата, задержками в развитии, перенесенными заболеваниями. Поэтому логопедия как наука существует в тесной связи с отоларингологией, психиатрией, психолингвистикой, неврологией, а также педагогикой.

Задача логопеда – определить наличие проблемы, понять ее истоки, назначить лечение, скорректировать его при необходимости, добиться результата.

В арсенале врача есть большое количество разнообразных инструментов для решения проблем маленьких и больших пациентов. Это дыхательные и голосовые упражнения, артикуляционная гимнастика, скороговорки, хирургическое вмешательство и другие. Сегодня почти все логопедические проблемы решаются очень эффективно, но только при условии своевременного обращения.

Психологические сложности при обращении к логопеду

Типичный случай у логопеда. Возмущенная мама, выйдя за дверь кабинета, делится впечатлениями:

– Ничего она не понимает! Это надо же такое написать: «отставание в речевом развитии»! Это у нас-то! Да мы с рождения книги вслух читали и лет с двух обсуждали! Лишь бы денег побольше выманить!

Дома мамочку поддержат родственники, у которых в запасе масса историй из собственной жизни: как они были маленькими, имели те же проблемы, но «выросли безо всяких логопедов». И еще один «убойный» аргумент – про Ленина, который «тоже картавил».

Многим хочется расценивать нарушения в произнесении звуков, шепелявость, даже легкое заикание как возрастные особенности, которые пройдут сами собой. Многие логопедические проблемы действительно с возрастом сглаживаются. Но в раннем периоде неразумно делать на это ставку. Все дефекты речи лучше устранять на начальных стадиях, ибо впоследствии этот недуг может стать необратимым.

Как выбрать «своего» логопеда

Педагоги сходятся во мнении, что ребенок должен получать удовлетворение от занятий с логопедом. Только в этом случае лечение будет эффективным.

Для логопеда важно уметь не напугать ребенка, . Для этого он должен быть располагающим к себе человеком, обладать устойчивой нервной системой, уметь найти подход к маленькому пациенту и его родителям.

Будьте готовы к тому, что логопед назначит упражнения для самостоятельной проработки. Это могут быть артикуляционные упражнения, скороговорки, специализированная гимнастика.

Занятия по исправлению логопедических проблем должны неизменно проводиться в одно и то же время ежедневно. Только так придет исцеление.

Самым «правильным» логопедом чаще всего является тот, кто проявляет неравнодушие. Дает родителям полную информацию о продвижении лечения. Верит в то, что делает, и прилагает все возможные усилия для достижения положительных результатов. Если вам встретился равнодушный человек, то это «не ваш» врач – ищите другого.

Решая вопрос, когда идти к логопеду, исходите из того, что на устранение некоторых проблем требуется не менее года, а на лечение заикания и того больше. Если вылечить ребенка до школы, то вероятность отставания в чтении и письме снизится во много раз. Ребенок приобретет необходимую степень уверенности. Согласитесь, такая перспектива стоит ваших вложений и личных усилий.

В дополнение к статье смотрите также видео «Когда идти к логопеду»:

Нет похожих статей.

Вам также будет интересно:

Восковые свечи, как определить подделку, и чем вредны парафиновые свечи
В силу того, что каждый из нас живет в век развитых технологий, каждый раз когда, приходит...
Как правильно мыть чернослив перед употреблением
Пару лет назад собрала в инете материалы на эту тему. Причиной послужили сначала апельсины....
Человек-флегматик: кто же это?
Тип темперамента флегматик – это неспешная, невозмутимая и пассивная личность с отсутствием...
Когда мы будем жить хорошо
Глядя на окружающий мир, иногда начинаешь сомневаться в этом Недавно прочла где-то такую...
Что происходит с российскими банками?
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets : Количество банков в нашей стране действительно...