Косметология и волосы

Что фрейд открыл в человеке. Зигмунд Фрейд: открытия, которые до сих пор актуальны

автора Гринвальд Гарольд

Зигмунд Фрейд Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) явился открывателем психоанализа, так сказать, вопреки своим собственным стремлениям. Его исследовательские интересы были сосредоточены на области физиологии, - конкретно, на мозге и нервной системе. И только материальные трудности

Из книги Знаменитые случаи из практики психоанализа автора Гринвальд Гарольд

Зигмунд Фрейд В данном случае ярко проявились тонкость Фрейда в толковании характерных деталей, умение проследить их происхождение, а также его осторожность в том, что касается некритического принятия каких бы то ни было элементов поведения или рассказа пациента. Мы

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Зигмунд Фрейд (1856–1939) и развитие психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во г. Фрайберге, Моравия (ныне, г. Прибор, Чешская Республика). В 1990 году одна из центральных площадей этого города была переименована из площади Сталина в площадь Фрейда. Отец Фрейда торговал

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Зигмунд Фрейд (1856–1939) Отец психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во Фрайберге, в Моравии (теперь это Чешская Республика). Его мать, вторая жена отца, была на двадцать лет моложе мужа. У Зигмунда было двое сводных братьев, тоже на два десятка лет старше его.

Из книги Толкование сновидений автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo FreudСигизмунд Шломо Фрейд Родился: 6 мая 1856, Фрайбер, Моравия, Чехия;Скончался: 23 сентября 1939, Лондон, Англия.Родители:отец – Якоб Фройд, родился в 1815 году в городе Тисменыця Ивано-Франковской губернии;мать – Амалия Натансон также родилась на Украине,

Из книги Воспоминания, сновидения, размышления автора Юнг Карл Густав

Зигмунд Фрейд Наиболее плодотворный период моей внутренней жизни наступил после того, как я стал психиатром. Я начал исследовать душевные болезни, их внешние проявления без какой бы то ни было предвзятости. В результате мне удалось столкнуться с такими психическими

автора Фрейджер Роберт

Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ Работы Зигмунда Фрейда, берущие свое начало из таких отраслей знаний, как биология, неврология и психиатрия, предложили новое понимание личности, которое оказало глубокое влияние на западную культуру. Взгляды Фрейда на природу

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Зигмунд Фрейд и классический психоанализ Несмотря на то что, как писал один из критиков «Новых методов психоанализа», отношения «новых методов» (Хорни) и «старых» (Фрейда) представляли собой «настоящий боксерский бой в 14 раундов» (Brown, 1939, р. 328). Хорни признавала, что многим

Из книги Очерк истории психоанализа автора Фрейд Зигмунд

Зигмунд Фрейд Очерк истории психоанализа

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Из книги Страх. Сладострастие. Смерть автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Зигмунд Фрейд был врачом Многие открытия в психологии и психотерапии сделаны под влиянием отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Даже те исследователи, чьи взгляды не во всем совпадают с его теорией, работают в рамках того же клинического подхода. Как врач Фрейд всю

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Из книги Как преодолеть личную трагедию автора Бадрак Валентин Владимирович

Зигмунд Фрейд Великий переход патриарха психоанализа В возрасте 66 лет у профессора Зигмунда Фрейда во рту появилась опухоль, которую через несколько месяцев диагностировали как рак нёба – стопроцентно смертный приговор, особенно для того времени. К этому моменту сам

Из книги 50 оттенков боли. Природа женской покорности автора Фрейд Зигмунд

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ЗИГМУНД ФРЕЙД. ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА

1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда.

2. Лечение истерии - ключ к пониманию бессознательного.

3. Бессознательные механизмы психики.

4.Структурная модель психики.

5. Детская сексуальность и учение о характерах.

6. Эдипов комплекс

7. Толкование сновидений.

8. Психопатология обыденной жизни.

9. Остроумие и его отношение к бессознательному.

10. Культура и религия.

11. Происхождение и перспективы культуры.

12. Психоанализ как метод объяснения и понимания социо-культурных процессов.

РАЗДЕЛ 2. КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

1. Юнг - человек и мыслитель. Вехи жизненного пути.

2. Врачевание души как проблема культуры.

3. Юнг и Фрейд.

4. Бессознательное и сознание.

5. Символы культуры.

6. Процесс индивидуации.

7. Психологические типы.

8. Массовая психология и политика.

РАЗДЕЛ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

1. Альфред Адлер: жизнь и творчество.

2. Адлеровская критика Фрейда и философские основы психоанализа.

3. Комплекс неполноценности.

4. Компенсация и сверхкомпенсация. Невротический характер.

5. Социальное чувство.

6. Прототип личности и индивидуальный стиль жизни.

РАЗДЕЛ 4. КАРЕН ХОРНИ: ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА .

1. Творческий портрет К. Хорни и направленность психоанализа.

2. Мужская и женская психология. Проблемы брака.

3. Природа человека, культура и генезис неврозов.

4. Невроз и "базовая тревога".

5. Типы потребностей общения и типы неврозов.

6. Необходимость самоанализа и задачи психотерапии.

РАЗДЕЛ 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ЭРИХА ФРОММА

1. Эрих Фромм: жизнь, творчество, мировоззрение.

2. Психоаналитическое просвещение.

3. Учителя человечества. Спор с Марксом и Фрейдом.

4. Природа человека и экзистенциальный опыт.

5. Экзистенциальная антропология.

6. Историческая индивидуация и "бегство от свободы".

7. Человеческие потребности и "подлинный" способ жизни.

8. Социальный характер.

9. Коллективное бессознательное.

ВВЕДЕНИЕ

Что такое психоанализ?

В самом общем смысле - это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание - это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находятся первоисточники многих наших чувств и мыслей. Здесь накапливаются до конца неосмысленные, неотреагированные переживания, происходит синтез единичных впечатлений и разложение целостных, но случайных образов, которые человек воспринимает во время бодрствования, в конкретной ситуации.

В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять. В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология - пронизаны бессознательными мотивами.

Первая и универсальная задача психоанализа - это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим. Если кто-нибудь из старых знакомых внезапно изменяет к нам отношение, мы стараемся найти этому объяснение в его характере, биографии. В быту, политике, искусстве всегда присутствует психоанализ.

Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя. Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке - вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся социальной мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.

Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усилившейся конфликтности.

Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом, объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности и также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Не будет преувеличением, следуя Фрейду, назвать психоанализ "коперниканским переворотом", поскольку он открыл подходы к пониманию многих явлений, которые раньше наукой игнорировались, принимались как нечто очевидное или объяснялись как результат пережитков, человеческой глупости и порочности. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе . Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами : свободных ассоциаций, толкования сновидений, группового тренинга и другими. Цель практического психоанализа - это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности . Она складывалась у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

По поводу конкретного пациента лечащему врачу желательно иметь "одну теорию", с тем, чтобы поставить диагноз и последовательно вести лечение. Но по поводу "психики вообще" как человеческого феномена может существовать множество теорий, благодаря конкуренции которых поддерживается научная дискуссия, ставятся эксперименты и добываются новые знания. В психоанализе как научном движении очень быстро произошло размежевание на ряд течений. Пять психоаналитических течений, развитых его основоположниками, представлены в настоящем пособии. Но за пределами нашего внимания осталось еще очень много концепций, с которыми читатель легко сможет познакомиться - поток литературы по психоанализу непрерывно растет.

Наконец, третий теоретический слой психоанализа касается таких предметов как человеческая природа, эволюция человека, взаимоотношения полов , происхождение и роль культуры, взаимодействие культуры и личности, социо-культурные причины невротизма. При обсуждение этих предметов психоанализ вливается в общую антропологию, этнологию, социальную философию. Объясняя о происхождении и функциях культуры, таких ее форм, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы. Свои клинические наблюдения и свой метод неврозов каждый психоаналитик использует в качестве исходного пункта для объяснения массовых социо-культурных процессов. Таким образом, религия, взаимоотношения полов, культура получают разную трактовку, например, у Фрейда, Юнга и Хорни.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР - запрятаны в спецхран.

Поток критической и комментаторской литературы о психоанализе не иссякает. В самом психоанализе появляются все новые направления, которые выдвигают на первый план те или другие бессознательные механизмы. Влияние психоанализа ощущается в искусстве, массовом и научном сознании. Психоанализ перестроил систему ценностей целого поколения людей в Европе и США. По мотивам раскрытых психоанализом коллизий написано множество драм, новелл, романов. Ими увлекались выдающиеся мастера искусства С. Цвейг, Т. Манн, Д. Лоуренс, Ф. Кафка, С. Дали, Т. Уильямс, А. Миллер, Ш. Андерсен и многие другие. Американский психолог Л. Триллинг писал в 1955 году: "Фрейдистские идеи прочно обосновались в нашей культуре - психиатрия, прежде всего, воспитывается на них. Они имеют решающее влияние на образование и воспитание, чрезвычайно важны в антропологии, социологии, литературоведении. Даже теология должна принимать их в расчет. Мы можем сказать, что они стали интегральной частью нашего современного интеллектуального аппарата".

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30е годы на русском языке в основанной проф. Д. А. Ермаковым "Психоаналитической библиотечке". Среди советских марксистов были в то время сторонники и противники психоанализа. Первые акцентировали его естественно-научные, материалистические основания, атеизм, разоблачение идеологии как "рационализации" классовых интересов. Другие обращали внимание на мифотворчество Фрейда, указывали, что психоанализ преувеличивает роль психических, внутриличностных конфликтов и не изучает социальных конфликтов, национальной и классовой специфики культуры.

В течение нескольких десятилетий (с середины двадцатых до начала шестидесятых годов) психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины восьмидесятых годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. Сегодня многие образованные люди в нашей стране знакомы с психоанализом. Но обилие психоаналитической литературы, множественность оценок психоанализа, сложность идей, отсутствие в сегодняшней социо-гуманитарной литературе хорошо разработанной методологии - все это рождает потребность в обзорной, систематизирующей учебной литературе.

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды , и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.


Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз - последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.


Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.


Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.


В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна - единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.

  • Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.

  • Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
  • Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.

  • Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Цитаты

  • «Любовь и работа - вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет... Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». - из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Библиография

  • Толкование сновидений
  • Три очерка по теории сексуальности
  • Тотем и табу
  • Психология масс и анализ человеческого «Я»
  • Будущее одной иллюзии
  • По ту сторону принципа удовольствия
  • Я и оно
  • Введение в психоанализ

Именитый австрийский психолог-новатор, психоаналитик Зигмунд Фрейд стоял у истоков глубинной психотерапии. Именно ему принадлежат гениальные открытия, идеи которых используются и в настоящее время.

1. Бессознательное и структурная модель психики

Фрейд выделил в психике человека 3 элемента:

Ид или Оно является абсолютно бессознательным компонентом, управляемым инстинктами. Причем, Ид действует согласно принципу незамедлительного утоления всех потребностей и желаний.

Эго отвечает за связь с реальностью. Контроль над данным компонентом осуществляет Ид, который в числе прочего не позволяет немедленно получать желаемое.

Супер-Эго формируется в последнюю очередь, закрепляя полученные личностью в процессе воспитания моральные установки.

В настоящее время психологи часто обращаются к бессознательному, извлекая из глубин человеческой психики, как проблемы, так и скрытые ресурсы.

2. Этапы психосексуального формирования

Они описаны психоаналитиком через физиологическое взросление ребенка. По Фрейду таких стадий 5.

От рождения до полутора лет – оральная. Ротовая область удовлетворяет биологические потребности и способствует получению удовольствия, а в человеке формируются доверие к людям и зависимость от них.

От полутора до 3 лет – анальная. Дети начинают контролировать как минимум свой кишечник. Практически все формы саморегуляции развиваются именно в это время.
От 3 до 6 – фаллическая. Малыши интересуются своими половыми органами, сравнивают себя со взрослыми людьми, подражания им.

С 6 до 12 – латентная. Либидо трансформируется в активное времяпрепровождение в социуме, происходит оттачивание и упрочение мировоззрения.

Следующее десятилетие (12-22) Фрейд назвал генитальной стадией, когда человек входит во взрослую жизнь, формируя в ней стратегию своего поведения. В это время формируется ответственность и социальная зрелость.

Травматические события любого из этих периодов переживаются человеком неоднократно, поэтому решение настоящих проблем психологи часто ищут в прошлом.

3. Комплексы Эдипа и Электры

Первый развивается у мальчиков, второй – у девочек как часть фаллического этапа. Согласно Фрейду, 4-летние дети осознают, что постепенно они не могут рассчитывать на полновесную любовь близких. Они уподобляются родителю своего пола, «влюбляясь» соответственно в папу – девочки, в маму – мальчики. Именно в этот период малыши остаются наедине с собой. От того, как дети справятся с этим состоянием, во многом зависит их будущая жизнь.

4. Толкование снов

Психолог рассматривал сновидения в научной плоскости, определяя их как высвобождение потаенных желаний человека. Супер-Эго и Эго не дают всем мыслям стать реальностью, поэтому они отправляются в бессознательное. С точки зрения Фрейда, сны помогают лучше понять себя.

5. Свободные ассоциации

С их помощью, по мнению выдающегося психолога, можно проникнуть в бессознательное. К образам, которые связаны с первоначальным объектом, отыскиваются ассоциации. Это позволяет людям думать об одних и тех же вещах иначе, чем прежде. Такая практика сейчас активно используется в психотерапии.

Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.

  1. Бессознательное

До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

  1. Метод свободных ассоциаций

Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

  1. Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека

Фрейд утверждал, что сексуальность - это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.

Сублимация - это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели - творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.

  1. Психосексуальные стадии развития личности

По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0-18 мес. - оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5-3 года - анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3-6 лет - фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация - латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет - генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).

Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.

  1. Три структуры личности

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго - надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.

Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я - то вырастет невротик, если Оно - то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

  1. Эдипов комплекс/комплекс Электры

В возрасте от 3 до 5-6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка - комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.

Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно - это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.

Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.

Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.

  1. Защитные механизмы Эго

Фрейд впервые ввел это понятие в 1894 году в своей работе «Защитные механизмы». Он полагал, что сознание должно предпринимать какие-то действия для снижения разрушительного влияния тревоги и напряжения. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного подсознательного отрицания или искажения действительности, то есть к самообману. Эго (сознание) защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Фрейд выделял такие механизмы защиты как вытеснение (подавление), отрицание реальности (игнорирование), рационализацию, проекцию, компенсацию и другие. Фрейд также ввел новый научный термин - трансфер (перенос запрещенных чувств, желаний на более безопасный объект). Этим термином он объяснил «влюбленность» пациенток в своего психотерапевта, который выступает для них в роли отца.

Вам также будет интересно:

Значение слова посредственный Означает посредственных характеристик плохого качества
Посредственного человека отличает прежде всего то, что у него нет ярко выраженной...
Как работают американские краболовы
Используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В...
Как правильно изменить свой характер: практические советы
Если вы полагаете, что характер, которым вы обладаете, является вашим недостатком, то,...
Какие черты характера существуют
Говоря о таком понятии как «характер человека», большинство из нас подразумевает реакции...
Гимнастика для мозга Активный и пассивный отдых для улучшения памяти
Ухудшение памяти возможно даже у молодых людей — причин несколько: переутомление, вредные...